ПубликацииПодпискаDownload

География: настоящее и будущее.Краткий обзор итогов 2009 года

В 2009 году вышел новый доклад Всемирного Банка о мировом развитии, данная работа полностью посвящена новому взгляду на экономическую географию. Пришло время переосмысления значения географических факторов в развитии страны, а также переработки привычных пространственных параметров, таких как расстояние, плотность и разобщенность, исходя из их экономического смысла. Внимание к географии и на государственном, и корпоративном уровнях в России стало усиливаться только в последние годы.

География и власть

В настоящее время происходит усиление внимания к вопросам взаимодействия географии и власти. Приходит осознание того, что управление страной, имеющей огромную территорию, невозможно без учета ее географических особенностей в целом, а также географических особенностей каждой конкретной территории. При этом развитие современных геоинформационных технологий дает возможность консолидировать информацию общегосударственного, регионального и муниципального уровня, что позволит иметь единый информационный центр. Все более активно происходит внедрение в сферу здравоохранения, охраны правопорядка, МЧС, коммунальных услуг, транспорта и других государственных структур различных уровней.

Развитие геоинформационных технологий и проблемы их внедрения

Развитие геоинформационных технологий также не стоит на месте. Существующие современные ГИС уже имеют обширные возможности для визуализации, хранения и анализа информации, имеющей геопространственную привязку. В настоящее время основное внимание направлено на развитие 3D и 4D моделей для более точного анализа в случаях, когда использование карт не может дать необходимой информации о пространстве, т.к. они имеют всем известные проблемы передачи трехмерного пространства на плоскость. Четверым измерением выступает время, что дает возможность анализа динамики изменяющихся процессов в пространстве и времени одновременно. Вторым немаловажным направлением совершенствования геоинформационного программного обеспечения является улучшение качества картографических основ с развитием космических технологий.

Однако на данный момент внедрение ГИС имеет свои сложности, с которыми сталкивается каждая компания или государственная структура, внедряющая их в свою работу. Во-первых, помимо того, что рост функциональных возможностей геоинформационных технологий позволяет решать все больше задач с их помощью, он усложняет их использование, что делает необходимым проведение мероприятий по обучению сотрудников работе с ГИС. Во-вторых, использование традиционных методов затрудняется из-за неготовности сотрудников организаций или государственных структур принимать новые методы работы, «по старинке» проще и удобнее, пусть и менее эффективно, а часто и гораздо более затратно.

Геомаркетинг

Важность географического фактора для маркетинга уже осознается многими компаниями в России. Но геомаркетинговый анализ так и не стал постоянным пунктом в анализе, как деятельности организации, так и в анализе поведения потребителей. Распространенной ошибкой является преуменьшение значения влияния пространственных факторов на доступность точки продаж или обслуживания, преуменьшения значения влияние географических различий территорий в региональном анализе деятельности организаций, пренебрежение изучением психологии пространственного поведения потребителей, а также учета географического фактора при планировании мероприятий по продвижению.

Таким образом, можно сделать вывод, что России для полноценного использования географических знаний и технологий еще предстоит проделать непростой путь. Все только начинается.


Яицкая Алена «Дымшиц и партнеры»